Двойные стандарты в подходах ряда международных организаций (ОБСЕ, ПАСЕ, ПА ОБСЕ) при оценке национальных избирательных процедур не раз становились предметом справедливой критики со стороны ученых, правозащитников, политиков и дипломатов.

Однако истинные масштабы отклонения государств Западной Европы от международных избирательных стандартов, так назидательно насаждаемых своим Восточным партнерам, тщательно скрываются. Евросоюз в своих директивных документах четко указал, что наблюдательные миссии ЕС наблюдают за выборами только за пределами Евросоюза. ОБСЕ старается максимально дистанцироваться от наблюдения за выборами в Западной Европе, а если и посылает наблюдателей, то направляют только нескольких проверенных экспертов.

Поэтому неподдельный интерес со стороны российского экспертного и правозащитного сообщества был проявлен к референдуму о независимости Шотландии, который состоялся 18 сентября 2014 года.

Гражданам Великобритании и Европейского Союза, постоянно проживающим в Шотландии, Парламентом Шотландии после проведения консультаций с Избирательной комиссией и ее рекомендациями было предложено ответить «да» или «нет» на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?».

В случае если бы население проголосовало за независимость, то она была бы объявлена 24 марта 2016 года и Шотландии достались бы запасы нефти и газа, которые добывают на шельфе в Северном море.

Исторически противостояние англичан и шотландцев продолжалось на протяжении нескольких столетий, пока в 1707 году Шотландия не оказалась под властью английского короля, лишившись практически всех атрибутов независимости, включая собственный парламент.

Сепаратистские, с точки зрения Лондона, настроения в Шотландии, тем не менее, не исчезали никогда. В начале 1930-х годов они политически оформились в создание Шотландской национальной партии (ШНП), выступавшей за автономию, а в дальнейшем и полную независимость от Великобритании.

15 октября 2012 года премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и первым министром автономного правительства Шотландии Алексом Салмондом было подписано соглашение, определяющее порядок проведения референдума о независимости Шотландии осенью 2014 года. В марте 2013 года была официально объявлена дата предстоящего референдума — 18 сентября 2014 года.

Кэмерон пошёл на такой шаг, учитывая небольшой уровень националистических настроений в Шотландии и с расчётом, что провал референдума о независимости позволит официальному Лондону надолго закрыть «шотландский вопрос».

Однако разрешение этого вопроса стоила Лондону невероятно больших усилий. Не обошлось без применения манипулятивных электоральных технологий на завершающем этапе референдума.

Впервые в истории организации электоральных процедур на территории Великобритании были аккредитованы в качестве официальных международных наблюдатели представители российского общественного объединения – Российского общественного института избирательного права (РОИИП).

Практически до последнего момента перед днем голосования наблюдался рост сторонников независимости Шотландии.

Всем трем ведущим партиям Великобритании — консерваторам, лейбористам, либерал-демократом, имеющим региональные ветви и в Шотландии и выступающим против выхода из Соединенного Королевства, пришлось накануне дня голосования направить своих депутатов в Шотландию для агитации «против» вопроса, вынесенного на референдум.

За неделю до референдума к агитации пришлось подключиться и самой Королеве Елизавете II, которая обратилась к шотландцам с призывом хорошо подумать, прежде чем голосовать.

В референдуме имели право принять участие 4 436 428 человек старше 16 лет. Зарегистрировались в качестве участников референдума 4 283 938, что составило более 96 процентов имеющих право голоса.

Голосование проходило под руководством Избирательной комиссии Шотландии.

Утром 19 сентября 2014 года официально были объявлены результаты национального референдума: 55,3 % проголосовавших выступили против государственной независимости Шотландии, т.е. за сохранение Шотландии в составе Великобритании, в то время как за государственную самостоятельность Шотландии высказалось 44,7% участников референдума. Таким образом, по результатам референдума Шотландия осталась в составе Соединенного Королевства.

В соответствии с Эдинбургским Соглашением проведение нового референдума по тому же вопросу, по мнению Правительства Шотландии, возможно только через одно поколение населения, т.е. не ранее чем через 50-60 лет, при этом в указанном Соглашении отсутствуют какие-либо конкретные положения по данному вопросу.

В этих условиях Шотландия остается составной частью Великобритании с возможной перспективой предоставления ей дополнительных автономных полномочий в некоторых сферах государственного управления, как это было обещано Кабинетом министров Великобритании еще до проведения национального референдума.

В качестве основного вывода по результатам наблюдения на референдуме в Шотландии 18 сентября 2014 года миссия РОИИП отмечает значительные отклонения от общепризнанных демократических принципов и норм в ходе прошедшего референдума в Шотландии, что не позволяет с уверенностью говорить о соответствии объявленного результата свободному волеизъявлению граждан Шотландии.  

Группа наблюдателей РОИИП, присутствовавшая на референдуме в Шотландии с 17 по 19 сентября, произвела оценку электоральных процедур на предмет их соответствия признанным стандартам организации референдума.

В ходе подготовки к проведению национального референдума наблюдалось злоупотребление международным и административным ресурсом, прежде всего, со стороны Кабинета министров Соединенного Королевства, что является достаточно эффективным и допустимым, с позиций официального Лондона, способом манипулирования общественным мнением.

Так, еще 5 июня на совместной пресс-конференции с Премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном в Брюсселе, Президент США Барак Обама заявил, что предпочел бы видеть Шотландию в составе Великобритании, сказав, что «у нас определенно есть глубокая заинтересованность в том, чтобы один из наших ближайших союзников оставался сильным, надежным, единым и эффективным партнером», при этом дипломатично подчеркнув, что решать все равно шотландским избирателям.

12 июня бывший Государственный секретарь США Хиллари Клинтон в интервью BBC News выступила за единство Великобритании, сказав, что «я не хотела бы, чтобы вы потеряли Шотландию».

16 августа Премьер-министр Австралии Тони Эбботт во время визита в Лондон выступил против отделения Шотландии от Великобритании, заявив, что «трудно понять, как независимая Шотландия поможет миру», а те, кто хотят видеть Великобританию разъединенной – «не друзья справедливости… или свободы», и такие страны – «не самая приятная компания».

Принцип тайного голосования провозглашен в качестве одного из принципов подготовки и проведения референдума о независимости Шотландии. Однако, принцип тайного голосования, предполагающий невозможность определения того, как проголосовал конкретный участник референдума, не соблюден при организации референдума.



Каждый бюллетень для голосования на референдуме имел индивидуальный номер, проставленный на его обратной стороне. При выдаче бюллетеня члены комиссии в таблице с номерами бюллетеней напротив номера бюллетеня проставляли электоральный номер избирателя. Таким образом, не исключена возможность контроля за волеизъявлением каждого участника референдума.

В устной беседе с наблюдателями РОИИП представители комиссии подтвердили возможность точного определения волеизъявления каждого избирателя. «Но для этого придется потратить время», - предупредили они.

Голосование участников национального референдума проводилось 18 сентября 2014 года с 7 часов утра до 10 часов вечера, т.е. продолжительность голосования составляла 15 часов.

18 сентября 2014 года – обычный рабочий (а не выходной) день в Шотландии, поэтому начало работы участков референдума с 7 часов утра и до 10 часов вечера было направлено на то, чтобы участники референдума могли принять участие в голосовании до начала своего рабочего дня или учебы либо после их окончания. Возрастной ценз специально для голосования 18 сентября был снижен до 16 лет.

Для получения бюллетеня в Шотландии не требуется предъявление какого-либо документа, удостоверяющего личность гражданина. В большинстве случаев бюллетень выдавался при предъявлении приглашения участником референдума, которые рассылались избирательными комиссиями и в которых отсутствуют фотографии граждан. При этом предъявление даже такого приглашения не является обязательным условием для получения бюллетеня.

Участнику референдума, согласно правилам голосования, необходимо назвать свою фамилию и адрес места жительства и, в случае его наличия в списке участников референдума, ему выдается бюллетень.

При этом участник референдума не расписывается и не делает каких-либо иных отметок в списке, член комиссии, выдавший бюллетень, проставляет карандашом напротив его фамилии черту, отмечая тем самым факт его голосования.
Рядом избирательных органов было получено как минимум 10 сообщений о случаях «повторного голосования», когда шотландцы обнаруживали, что голос за них уже был отдан кем-то другим.

Наблюдалась высокая доля участников референдума, принявших участив в голосовании по почте, что, как свидетельствует мировая электоральная практика, сохраняет высокую степень вероятности оказания воздействия, в том числе давления, на участника референдума при заполнении им бюллетеня референдума.

Голосование участников референдума по почте началось 27 августа 2014 года, т.е. за 21 день до дня общего голосования на референдуме . В Шотландии 789024 человека из общего числа зарегистрированных избирателей выбрали вариант голосования по почте (18,41% от зарегистрированных участников референдума). По сравнению с мартом 2014 года число «почтовых» участников референдума увеличилось на 20%, и по сообщению Руководителя бюро по подсчету голосов участников референдума Мэри Питкей, 80 % из этого числа (т.е. 631200 участников голосования на референдуме по почте) прислали свои заполненные бюллетени.

Отдельно результаты голосования по почте не объявлялись. Однако по результатам наблюдения за подсчетом голосов можно сделать вывод, что именно досрочное голосование по почте обеспечило победу противникам независимости.

Таким образом, в день голосования в Шотландии (без досрочного голосования) голоса шотландцев, исходя из представленных расчетов, распределились практически поровну – 50 % на 50 %. Этот результат свидетельствует, что главная задача Лондона, решившегося на этот референдум с целью навсегда закрыть «Шотландский вопрос», осталась не решенной.

При голосовании на референдуме на всех участках была запрещена фото- и видеосъемка в помещениях для голосования и в зданиях, где они находятся, любым лицам, включая международных наблюдателей и представителей средств массовой информации. Указанный запрет являлся абсолютным и не был связан с ограничениями, необходимыми для обеспечения принципа тайного голосования, защиты персональных данных и т.п.

Запрет был распространен в том числе на представителей СМИ, которые были лишены возможности эффективной реализации своих прав по информированию о ходе голосования.

По завершении голосования бюллетени референдума из Эдинбурга на 113 микроавтобусах были доставлены на арену «Эмирейтс» у Селтик Парка, где их подсчетом занялись порядка 700 человек.

Наблюдатели и представители СМИ находятся за ограждением по периметру ангара и могли только визуально обозревать масштабную постановку «подсчета голосов».

Подсчет проводился без демонстрации отметок в бюллетенях и без участия в процессе наблюдателей.

Таким образом, по результатам наблюдения за подсчетом голосов в Эдинбурге нельзя с уверенностью утверждать о соответствии объявленного результата волеизъявлению участников референдума.

Признанные демократические стандарты организации и проведения референдума (законность; добровольное и свободное участие в волеизъявлении без давления и принуждения; тайное голосование; принцип подлинности и справедливости; непосредственное (личное) голосование на референдуме; подготовка и проведение референдума осуществляются в условиях гласности; честный и достоверный подсчет голосов; всеобщее право на участие в референдуме) не были соблюдены в полном объеме при организации и проведения референдума в Шотландии.

Наблюдатели РОИИП присутствовали в качестве международных наблюдателей на референдуме в Крыму 16 марта 2014 года, что позволяет провести сравнение двух электоральных процессов на предмет их соответствия демократическим принципам.

Референдум в Шотландии 18 сентября 2014 года, в целом соответствую установленным законодательством Великобритании правилам, прошел со значительными отклонениями от общепризнанных демократических принципов и норм проведения электоральных процедур, что не позволяет с уверенностью говорить о соответствии объявленного результата свободному волеизъявлению граждан Шотландии.

Одновременно Великобритания, проведя референдум с вопросом о независимости Шотландии, признала право народов определять свою судьбу, в том числе и изменение границ государств, путем прямого волеизъявления граждан через референдум.