История молодежного парламентского движения в Российской Федерации берет свое начало в середине 90-х годов 20 века, на заре развития гражданского общества.
Наиболее полное определение молодежного парламентаризма было дано после I Всероссийского совещания «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации» и закреплено в рекомендациях по развитию молодежного парламентаризма в Россииинструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2003 № 2. Молодежный парламентаризм был определен как «система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи, а так же иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства».
Развитие молодежных парламентов (палат) в России можно разделить на 3 этапа становления:
1) с начала 1990-х годов до 2002 г. – время хаотичного развития молодежных парламентов в регионах РФ. Отсутствует система развития;
2) с 2002 по 2006 г. – период развития молодежного парламентаризма на федеральном уровне и в регионах на основе Инструктивного письма Министерства образования России от 24.04.2003 г. № 2. Начинают появляться молодежные парламенты;
3)с 2006 г. по настоящее время – этап, обусловленный изменениями в избирательной системе России и обновлением подходов в области государственной молодежной политики.
На мой взгляд следующим этапом развития будет создание в каждом субъекте Российской Федерации молодежного консультативно совещательного органа при законодательном органе власти. В настоящее время уже в 81 из 85 субъектов Российской Федерации созданы подобные молодежные органы. (не созданы в: Белгородской области, Мурманской области, республикеКарачаево-Черкессия, республике Крым)
Общественная студенческая Дума Тюменской области, появившаяся на базе Тюменского государственного университета и Тюменской областной Думы, была одним из «пионеров» участия и развития молодежного парламентаризма в России.
Отдельные ученые высказываются о том, что молодежные парламентские структуры выступают механизмом транслирования на молодежь гражданских ценностей, механизмом вовлечения молодых людей в деятельность гражданского общества.С этим можно согласится, по причине того, что молодежные палаты вовлекают в свою деятельность по улучшению отдельных сфер жизни общества, высказыванию своего мнения, деятельности направленной на развитие молодежной политики и проектную деятельность большое количество молодых людей, выступают своего рода каналом коммуникации между молодежью и представительными органами власти.
Большинство придерживается мнения, что самое главное предназначение молодежного парламента то, что он способствует пониманию молодежью своих прав, установлению взаимодействию между представителями подрастающего поколения и органами местного самоуправления. Данная позиция понятна, ведь практически в каждом субъекте Российской Федерации создан подобны молодежный, консультативно-совещательный орган и законодательная (представительная) власть так или иначе с ним взаимодействует, вопрос эффективности в некоторых регионах стоит остро.
Хочу отметить, что ряд ученых в своих статьях выражает мнение о том, что гражданская активность российской молодежи в настоящее время никак нельзя назвать высокой. Это относится практически ко всем сферам жизни, но особенно к политической. Это напрямую относится к молодежному парламентаризму, потому что, на мой взгляд, это явление политическое.
Рассматривая вопрос эффективности, можно сказать что основными предпосылками качественнойработы молодежных парламентов являются: конкурсный, а не назначаемый порядок формирования, высокие компетенции кандидатов в молодежный парламент, короткий срок полномочий молодежных парламентов (2-2,5 года),активное участие молодежи в формировании парламента, а не исключительно органами власти, активное участие и помощь в работе представителей органов власти (проведение образовательных мероприятий, лекций, семинаров, практик). Учитывая вышеуказанные предпосылки, можно значительно повысить эффективность работы.
В странах с развитой демократией (например, таких, как Германия) молодежные парламенты не стали серьезными структурами, которые могли бы реально представлять интересы молодежи. В большинстве своем, созданные при органах государственной власти, они приобрели форму клубов, где политически активные молодые люди учатся парламентской культуре, основам политической деятельности, где молодежь обсуждает актуальные вопросы общества с представителями государственной власти и местного самоуправления. Данная проблема также имеет место быть в Российской Федерации.
В России важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание 4 июля 2001 годаОбщественной молодежной палаты (молодежного парламента) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Палата создана для изучения проблем молодежи в России, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы ФС РФ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. По 1 представителю каждого субъекта Российской Федерации делегирует местный региональный молодежный парламент, для представления и трансляции интересов субъекта на федеральном уровне. Подобная форма взаимодействия молодежи за 15 лет зарекомендовала себя с положительной стороны, по причине получения уникального опыта работы молодежных парламентов России, возможности транслирования опыта регионов на Федеральном уровне.
На мой взгляд молодежные парламентские структуры в первую очередь образовательные площадки, в рамках работы которой молодые люди изучают принцип работы законодательных(представительных) органов власти, реализуют социально-полезные общественные проекты, становятся помощниками депутатов, пробуют свои силы в законотворческой деятельности. Также это последующий кадровый резерв для органов законодательной (представительной) и исполнительной власти региона, ведь кадровый «голод» существует в каждом регионе России, на примере Тюменской области можно отметить тот факт, что молодые люди, прошедшие школу молодежного парламентаризма, в настоящее время являются депутатами Регионального и муниципального уровней, работают на руководящих должностях в исполнительных органах власти.
Таким образом можно прийти к выводу, что молодежный парламентаризм в России в целом эффективен, в каждом конкретном субъекте его эффективность находится на разном ровне,но, как и в любой системе необходимо развивать формы, методы работы, порядок формирования, повышать компетенции молодежи в части законотворчества.
От указанных факторов будет зависеть переход молодежного парламентаризма на новый этап развития. И воспитание новых кадров для работы на благо региона и России в целом.