Телемедицина — направление медицины, основанное на применении современных коммуникационных технологий для оказания удаленной медицинской помощи и проведения консультаций. Она не относится к самостоятельным дисциплинам, а является вспомогательным средством для терапевтических и хирургических специальностей.
В России, по прогнозам, к 2017 году российский рынок мобильных медицинских гаджетов составит $800 млн — малая часть глобального рынка, но именно с помощью таких устройств и создается инфраструктура, необходимая для телемедицины. Рынок зарождается, врачи и технологии только начинают находить точки соприкосновения. Очевидно, развитие рынка могло бы и должно идти более быстрыми темпами, и главное препятствие здесь — отсутствие финансирования. Согласно официальной статистике, в России функционирует около четырех тысяч телемедицинских центров, но на самом деле сколько из них функционирует и в каком объеме — большой вопрос. Большинство проектов, созданных еще в середине нулевых, на которые и пришелся бум телемедицины, сегодня либо прекратили свою работу, либо так и остались на зачаточном уровне развития.
Впрочем, с начала второго десятилетия 21 века в России, похоже, началась вторая волна развития телемедицины и сопутствующих технологий. Создавалось множество проектов, начиная от резидентов «Сколково», заканчивая созданием молодых стратапов. Однако, Россия входит в десятку худших стран мира по показателям смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, так что любой проект, позволяющий хоть как-то изменить такое положение вещей, должен вызывать как минимум уважение.
Цель телемедицины — предоставление качественной медицинской помощи любому человеку, независимо от его местонахождения и социального положения. Телемедицина позволяет поднять эффективность лечения и диагностики на качественно новый уровень.
Также дистанционное здравоохранение позволило решить вопрос с доступностью медицинских услуг в сельских районах, регионах с ограниченной доступностью медицинских услуг и существенно сократить время лечения и пребывания в стационаре. Все это значительно улучшает качество жизни пациента при сокращении расходов на здравоохранение.
Исходя из этого, позитивное отношение к идее телемедицины должно быть не только у больных, но и у прогрессивных докторов. Последние охотно консультируют посредством социальных сетей, интернет-форумов и телекоммуникационных средств (сетевых пейджеров и прочих подручных устройств). Вместе с тем многих специалистов возмущает подобная практика: по их мнению, отсутствие визуального, тактильного и аудиального контакта с пациентом не предполагает точности в постановке диагноза, а значит, любые дистанционные консультации вредны и их надо запретить.
Убедительно высказались по этому поводу врачи-новаторы. Ритм современной жизни, говорят они, зачастую приводит к тому, что захворавший человек не может найти время для посещения лекаря и в лучшем случае консультируется с ним посредством СМС или телефонной голосовой связи. Точно так же поступают стеснительные люди, неспособные побороть неприятие в отношении докторов и мест их обитания. Хорошо, если такой человек воспользуется телефоном, чтобы озвучить доктору свои проблемы или поделиться подозрениями, – большинство же предпочтет глотать разрекламированные или посоветованные фармацевтом препараты, в надежде, что само пройдет. А ведь даже телефонный звонок – это уже телемедицина!
Потому медики и утверждают: телемедицина – выход для стеснительных и очень занятых людей хотя бы в постановке первичного диагноза или вынесении вердикта «срочно к профильному врачу!». Тем более что такие процедуры, как измерение давления электронным аппаратом, способен выполнить каждый, а уж проверить пульс и температуру под силу даже восьмилетнему ребенку. Да и то, что доктора начинают постановку диагноза с подробного интерактивного опроса, известно всем: именно опросный лист пациента дает основания для окончательного вердикта. А если, к примеру, необходимы анализы, так их можно сдать без труда в любой частной лаборатории по дороге на работу, безо всякого документа от врача, достаточно лишь знать, какие именно. Ничего удивительного, что молодые врачи, не страдающие консерватизмом, однозначно ратуют за внедрение телемедицины и сопутствующих технологий.
Иногда врачи не решаются проводить виртуальный прием, беспокоясь о том, насколько эффективным может быть данный метод.
Случаи, когда телемедицина является действительно эффективным и незаменимым направлением медицины.

1. Для пациентов, которые не могут осуществлять регулярные запланированные визиты к доктору, виртуальный прием может стать отличной альтернативой. В то же время физические ограничения, пропущенные встречи являются ежедневным бременем для медицинских работников. Кроме того, это становится основной причиной потери доходов. Виртуальный прием значительно снижает количество пропущенных визитов и расширяет возможности для пациентов, которые не могут лично встретиться с доктором.

2. Борьба против роста количества хронических заболеваний. Лечение часто требует регулярного контроля образа жизни пациента, и сделать это можно путем использования телемедицины. Виртуальные визиты позволяют собрать больше информации о пациенте, чем во время его осмотра в клинике. Таким образом, телемедицина может стать основным инструментом в улучшении непрерывности ухода за пациентами.

3. Хирургическое наблюдение не слишком часто используется в телемедицине. Уход после операции может иметь решающее значение для восстановления пациентов, но часто о нем забывают, и это становится причиной ремиссии и плохого результата лечения. Используя виртуальные технологии, врачи могут следить за состоянием пациентов и за тем, как проходит процесс выздоровления, при этом увеличивать доходы и снижать риск развития осложнений.

4. Оценка психического здоровья необходима в различных ситуациях, например, по требованию компании, которая принимает на работу, или в суде. Оценка психического здоровья – это процедура, в которой поставщик телемедицинской программы может выполнять функцию персонального оценщика.

5. Контроль над соблюдением медицинских показаний вызывает беспокойство в общественном здравоохранении. Принимает ли пациент лекарственные препараты в соответствии с назначением доктора? Это может стать массовой проблемой и бременем для опекунов. При использовании телемедицины координаторы по уходу могут более эффективно осуществлять контроль над пациентами.

6. Телемедицина часто ассоциируется с лечением острых заболеваний. Странная сыпь или неприятный кашель – случаи, которые, как правило, изучаются с помощью мобильных приложений. Они позволяют пациентам получить мгновенный доступ к специалисту, который быстро предоставит квалифицированную помощь.

7. Многие врачи знают, насколько обременяет рабочий режим «по вызову». В выходной день приходится часами разговаривать по телефону с пациентами вместо того, чтобы проводить время с семьей. Телемедицина позволяет сделать рабочий график врача более гибким, сократить время на консультации путем преобразования вызова в виртуальный визит.

Телемедицина может быть чрезвычайно полезной при разных обстоятельствах, и в этом списке ее возможности представлены лишь поверхностно. Индустрия постоянно развивается, вскоре мы сможем увидеть множество новых способов применения телемедицинских технологий, которые вышли за рамки известных сегодня экспериментов, делая жизнь пациентов и врачей всего мира намного легче.
Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить и проявить сострадание.

Антуан де Сент-Экзюпери